Игры на Русской звоннице. Часть 1. Игра колокола. Звонарское дело.

Поскольку люди, желающие приобщиться к звонарскому деланию, могут быть самого разного разряда (не владеть, к примеру, нотной грамотой), мы постарались подойти к обучению адаптивно. Так, например, при описании колокольных упражнений мы используем музыкальные понятия и термины, которые соответствуют своему первоначальному музыкальному смыслу только отчасти.

Для облегчения понимания процесса звона людьми, не имеющими музыкального образования, мы умышленно употребляем не только переработанную музыкальную терминологию, но и упрощенные понятия. На опыте преподавания основ колокольного звона неподготовленным людям мы убедились, что ритмическую фигуру «восьмая + две шестнадцатых», иначе называемую ритмом дробления, в большинстве случаев гораздо проще передать и усвоить, назвав последовательность таких фигур «лошадками», а одновременные удары восьмыми длительностями в два зазвонных колокола — «лягушками». Безусловно, это вынужденная мера, и все упрощенные понятия, как то: «лягушки», «лошадки» — не являются обязательными, и тем более, не должны вводиться в терминологию звонаря на постоянной основе.

Основное отличие русской звонницы от музыкальных инструментов с фиксированным строем заключается в том, что она не настроена ни в одной из известных музыкальных систем. Все знакомые нам инструменты (от балалайки до рояля, включая и европейский карильон) могут быть настроены как в темперированном, так и натуральном, пифагорейском или чистом строях. А вот любая русская колокольня представляет собой набор разнокалиберных колоколов со случайными весовыми, количественными и тембральными характеристиками, который никаким известным системам подчинить невозможно. Таким образом, принцип создания русских колоколен основывается на том, что набор каждой из них уникален и не является копией другой (даже очень похожей) звонницы.