Игры на Русской звоннице. Часть 4. Базовые элементы колокола. Звук.

7_07726504630-980x500-4977574

Звонарь прошлого, иначе звонарь традиционный — это творец, который веками развивал свое искусство. Именно он сочинил для нас Ростовские звоны, звоны Псково-Печерского монастыря и многие другие. Таким творцом был и игумен Михей, звонарь Троице-Сергиевой Лавры.

Современный звонарь, по большей части, уже не творец — он «послушник». Он не хочет «петь» Богу, а желает лишь копировать сочиненное другими. Так же как человек, читающий чужие стихи, не может называться поэтом, так и современному звонарю далеко до своего звания. Потому что не звонит он — наследует, потому что не творит, а повторяет. Он — копировальная машинка, которую правильно и разумно заменить на более совершенную — электронную, во всем такую же, но не имеющую нужды в зарплате.

Есть и другой подход к обучению звонарскому искусству, на наш взгляд, более правильный. Он заключается в том, что ученику предлагается освоить базовые элементы, из которых состоит большинство церковных колокольных звонов. А вот сочетание этих элементов оставить на усмотрение начинающего звонаря, в надежде на то, что позднее он разовьется в исполнителя, базируя свое творчество на полученных навыках, но в условиях, которые предложит ему его собственный набор колоколов.

Иными словами, мы оставляем музыканта открытым для сотрудничества с его инструментом. В этом случае звонарь останется свободным от штампов, неправильно принимаемых за канон, и в своем творчестве сможет исходить из гармонических взаимосвязей своего звукоряда, из физики (а она там тоже есть) яруса звона. Такой звонарь уже не станет навязывать колоколам звон чуждой традиции, а родит свой звон из самой сути своего инструмента и, в конечном итоге, станет родоначальником новой (храмовой) традиции колокольного звона. Звонить он будет, может быть, и не так хорошо как Владимир Иванович Машков, но уж точно — самобытно и в полную силу своего таланта.